Небольшая двухдверная спортивная машина, появившаяся в середине 90-х, в очередной раз продемонстрировала, что Audi может выпускать не только консервативные и немного скучные семейные седаны, но и компактные спорткары, эффектно сочетающие внешнюю эстетику и отличную динамику.

Audi TT (8N, 1998–2006)

Впервые Audi TT была представлена в качестве концепт-кара в 1995 году на Франкфуртском автосалоне. Первые серийные модели появились лишь через три года (в варианте купе), причем, что очень редко в автомобильном мире, они почти не отличались от концепта.

Audi TT 8N

Версия родстера и вовсе вышла в серию лишь в 1999 году. Довольно длительная подготовка серийного производства была вызвана тем, что концепт-кар использовал необычную для того времени лазерную бесшовную сварку, придававшую характерные особенности внешнему облику машины.

Название TT пришло от знаменитой мотогонки Tourist Trophy, в которой участвовала компания NSU, впоследствии вошедшая в состав Audi.

Технически автомобиль был построен на платформе VW Golf Mk IV (она же Audi A3). Первые модели были оснащены турбированным 1,8-литровым двигателем, выдававшим от 177 до 222 л.с., с передним либо полным приводом.

Audi TT 8N

Стильный спорткар, кардинально отличающийся от всех остальных моделей Audi, вызвал эффект разорвавшейся бомбы. Хотя команда дизайнеров, создавшая внешний облик авто, и работала в калифорнийском центре Volkswagen Group, она питала вдохновение в Баухаузе, немецкой школе дизайна начала XX века, концентрировалась на простоте, утилитарности и геометрической законченности линий.

Кстати, та же команда дизайнеров (J Mays, Peter Schreyer и Freeman Thomas) подарила миру Volkswagen New Beetle.

Традиционно сильной была и подкапотная начинка: именно на Audi TT впервые для серийных машин появилось двойное сцепление. Версия с мотором на 222 л.с. оснащалась только опционально подключаемым полным приводом, иначе перестроения на больших скоростях становились слишком опасны — даже несмотря на низко расположенный центр тяжести и развесовку по осям, близкую к 60 на 40.

Стиль Audi TT был настолько удачным, что его элементы впоследствии стали использоваться и в ряде других моделей Audi.

Интерьер по инновационности не отставал от внешнего вида. Стильная комбинация кожи, алюминия и нержавеющей стали в салоне вдохновляла журналистов на заявления, что нет в мире другого автомобиля, столь стильного и внутри, и снаружи, как TT.

Audi TT 8N

По мнению автообозревателей того времени, Audi TT превосходила BMW Z3, Porsche Boxster и Nissan 350Z по внешнему виду, но несколько проигрывала им в динамике, за что считалась скорее автомобилем для приятной езды, нежели спорткаром. Чтобы переломить эту тенденцию, производитель добавил вариант того же авто с 3,2-литровым двигателем на 247 лошадей, добившись разгона, сравнимого с моделями, упомянутыми выше.

Не обошлось и без проблем. Высокая мощность и момент провоцировали водителей на активное маневрирование на высоких скоростях: привыкнув к отличной управляемости до 180 км/ч, они оказывались застигнутыми врасплох при более высокой скорости. До 2000 года отмечалось немало аварий, связанных с заносом задней части, приводившим даже к перевороту автомобиля.

Компания отозвала все версии машины и дооснастила их ESP, спойлером, дополнительно прижимавшим заднюю часть к дороге на скоростях выше 80 км/ч, а также сделала подвеску чуть пожестче на высоких скоростях.

Audi TT 8N

Отличительной чертой модели c самого начала являлась ее доступность в двух вариантах: купе с посадочной формулой 2+2 и двухместный родстер. Даже в варианте купе два взрослых человека не смогут с комфортом разместиться на заднем ряду сидений, однако дети или дорожная сумка там вполне поместятся.

Родстер, лишенный заднего ряда сидений, имеет чуть более правильную развесовку по осям — довольно важный фактор для машины мощностью под четверть тысячи лошадиных сил. Но больше всего он привлекал покупателей складным верхом, позволявшим в хорошую погоду ехать в открытой машине. Кстати, уже с первого поколения выдвижное заднее стекло, обычно прячущееся в багажнике, оснащалось электроподогревом, что, к сожалению, свойственно не всем родстерам других марок.

Audi TT (8J, 2006–2014)

Концепт новой Audi TT был продемонстрирован на Токийском автосалоне 2005. В серию она пошла с 6 апреля 2006-го.

Первая TT была произведением современного искусства. Даже сама компания Audi подчеркивала, что первая модель была ориентирована в первую очередь на стиль и эстетику. Ощущения от вождения были на втором месте.

Во втором поколении было решено объединить под одной крышей и то, и другое. Дизайнеры оставили линии обводов машины вполне узнаваемыми, лишь сделав внешний вид чуть более современным.

Audi TT 8J

Зато инженеры получили большую свободу действий. Построенный на платформе Volkswagen A5 (PQ35), автомобиль закономерно стал несколько крупнее (прирост по ШхДхВ — 78мм х 137мм х 6 мм), а коэффициент аэродинамического сопротивления при этом снизился с 0,34 до 0,30.

Кузов построен по технологии ASF (Audi Space Frame — пространственная рама «Ауди»), разработанной в 90-х для Audi A8, которая обеспечивает необходимую жесткость при минимальном весе за счет комбинации алюминия и высокопрочной стали. Новая TT получила цельноалюминиевые панели кузова спереди, стальными оставили лишь задние, что позволило переместить центр тяжести ближе к середине авто. Вдобавок алюминий сделал ее легче на 50 кг (несмотря на рост размеров) и приблизил к идеальной развесовке с соотношением 58:42 (было 61:39).

Audi TT 8J

Подвеску впервые для серийных автомобилей снабдили системой Audi Magnetic Ride, автоматически регулирующей жесткость амортизаторов. Они наполнены маслом, содержащим взвесь железных магниточувствительных микрочастиц. За счет изменения действующего на эту взвесь магнитного поля подвеска делается то жестче (на высоких «шоссейных» скоростях, когда важна высокая управляемость), то мягче, обеспечивая комфортное повседневное вождение в городе.

Новую модель также оснастили автоматическим спойлером, который выдвигается на скорости выше 120 км/ч и убирается ниже 80 км/ч либо вручную водителем через приборную панель.

Для второго поколения TT были доступны турбированные бензиновые двигатели объемом 1,8 и 2,0 литра. Лишь для канадского рынка был предложен более мощный двигатель на 3,2 литра (от предыдущего поколения).

Жесткие ограничения на объем накладывали все более суровые экологические нормы в ЕС и США. Чтобы удовлетворить им, на новых малообъемных двигателях была применена система стратифицированного впрыска топлива в цилиндры.

Богатая бензином смесь подавалась только в ту часть цилиндра, что прилегала к свече. Это позволяло нормально воспламенять его пары, а в остальной объем цилиндра подавалась топливовоздушная смесь, в которой было больше воздуха и меньше бензина. Технология позволила снизить выхлопы и расход на 15% (для оборотов ниже 4000).

Начиная с этого поколения, родстер стал отличаться от купе не только отсутствием задних сидений, но и существенно худшей аэродинамикой: обтекаемость купе возросла, а складная крыша родстера оказалась недостаточно жесткой, чтобы угнаться за металлическим верхом купе.

Audi TT 8J

Начиная с этого времени все родстерные версии стали разгоняться до сотни примерно на 0,2 секунды медленнее, чем купе с аналогичными моторами. Что ж, быть стильным иногда бывает непросто.

Audi TTS

В 2008 году на Детройтском автосалоне был представлен Audi TTS Quattro с переработанным двухлитровым двигателем, достигшим мощности в 268 л.с. Благодаря этому до сотни TTS разгонялась всего за 5,4 секунды, а максимальную скорость, по соображениям безопасности, пришлось электронно ограничивать 250 километрами в час.

Audi TT RS

Audi TT RS 8J

Спортивные нотки в модели зазвучали еще сильнее с появлением на Женевском автосалоне 2009 года концепта TT RS. Новинка имела пятицилиндровый двигатель объемом в 2,5 литра и мощностью в 335 л.с. В результате время разгона до сотни сократилось до 4,5 секунды, а максимальная скорость (при приобретении опции заводской электронной разблокировки максимальной скорости) возросла до 280 км/ч.

Соответственно, для сохранения управляемости пришлось понизить клиренс на 10 мм, опять применить магнитную подвеску и ставить колеса диаметром не менее 18 дюймов – иначе в них просто не помещались тормозные диски нужного диаметра, а обычные тормоза с новинкой справлялись не слишком эффективно.

Audi TT (8S, 2014–)

Audi TT 8S 2014

Третье поколение Audi TT ставило перед компанией сложные задачи: ему предстояло превзойти яркие машины предыдущих поколений, при этом не слишком меняя общую идеологию модели. Презентованный на Женевском автосалоне в 2014 году автомобиль вполне справился с этой задачей, сохранив узнаваемые черты своих предшественников.

Философия автомобиля полностью сконцентрировалась на ездовых качествах, но в смысле дизайна в значительной степени вернулась к простоте и утилитарности Баухауза.

Инженеры использовали как основу для новинки платформу Volkswagen Group MQB (Audi A3 — Volkswagen Passat B8), а в качестве допоснащения TT получила головной свет Audi Matrix LED, автоматический спойлер, и подвеску с Audi Magnetic Ride. Новая модель стала легче ещё на 50 кг за счёт усовершенствованной пространственной рамы.

Audi TT 8S ASFЦеликом головные огни, пожалуй, больше всего бросались в глаза: матричные фары, объединяющие по 25 светодиодов каждая, отличаются от обычных фар так же, как фасеточные глаза насекомого от человеческих.

Audi-Matrix-LED-headlights-in-the-Audi-TT

Светодиоды фары разбиты на пять групп, имеющих собственные поворачивающиеся линзы и обеспечивающие «умный» дальний и ближний свет. Комбинация камеры и бортового компьютера отслеживает встречные машины и по очереди включает и отключает группы диодов, не давая фарам ослепить чужой автомобиль, при этом остальные участки дороги освещены дальним светом. Audi Matrix LED даже трижды подмигивает пешеходу, идущему навстречу по неосвещенной дороге, а также автоматически концентрирует свой свет на дорожных знаках.

Не менее интересные изменения произошли в интерьере.

Audi_TT_8S_07Мультимедийный комплекс перенесли на приборную панель, полностью освободив центральную консоль. В угоду утилитарности систему климат-контроля вынесли в отдельные дисплеи, расположенные прямо на воздуховодах.

На приборной панели разместили 12,3-дюймовый дисплей, отображающий тахометр и спидометр, а также карту навигатора. Работу виртуального кокпита обеспечивают два процессора NVIDIA Tegra 3, один из которых обеспечивает работу основных систем автомобиля, а второй отвечает только за навигацию.

Audi TT 2015, 8S

Подобно компьютерам, виртуальному кокпиту можно сделать апгрейд, существенно изменив его дизайн или подгрузив новые навигационные карты.

Новое поколение TT в качестве базового мотора имеет турбированные двухлитровые агрегаты со стратифицированным впрыском (см. выше) мощностью в 230 л.с. (дефорсированный вариант с давлением турбонаддува 0,8 атмосферы) и полноценный на 310 л.с. с давлением наддува в 1,2 атмосферы (для TTS). Есть и двухлитровый дизельный мотор мощностью в 184 лошадиных силы, минимальной в линейке. Только для этого, самого слабого, варианта доступна переднеприводная Audi TT, все остальные предлагаются лишь с полным приводом.

Новое купе по сути является трехдверным хэтчбеком, которому за счет роста габаритов удалось прибавить не только место спереди, но и объем багажника (до 305 литров).

Audi_TT_8S_06

Родстер, как и ранее, чуть медленнее разгоняется и более шумен, однако вряд ли его владельцы замечают разницу в 0,2 секунды разгона до сотни. Да и шум от менее обтекаемой крыши, если честно, непросто услышать на фоне мощного двигателя спортивного автомобиля.

Audi TTS

Версия Audi TTS отличается не только повышенным давлением турбонаддува и на четверть большей мощностью, но и требовательностью к топливу: в большинстве стран производитель рекомендует заправлять его АИ-98 или его местными аналогами. Зато время разгона с нуля до сотни достигло 4,7 секунды для купе (ближе к пяти секундам у родстера).

P.S.

За двадцать лет своего существования Audi TT стала не просто одной из самых стильных и потому узнаваемых машин своего класса, но и по-настоящему инновационным автомобилем. Высокие скоростные и маневренные качества модели заставляли Audi внедрять на ней самые передовые решения, такие как ESP, алюминиевый кузов или прорывная система активной магнитной подвески и адаптивного головного света.

В ближайшие годы ко всему этому обещают добавлять все более и более подвинутые по своим возможностям автопилоты — и, быть может, здесь TT снова окажется впереди большинства конкурентов.