Электромобили и гибриды кажутся современными изобретениями, хотя им не одна сотня лет. В этой статье мы расскажем о детище Порше.

Именно Фердинанд Порше в 1901 году создал первый в мире гибрид — машину с бензиновым мотором, электродвигателями и аккумулятором, позволявшим накапливать избыточную энергию для чисто электрического пробега. Почему его не устроили уже существовавшие на тот момент чисто электрические и чисто бензиновые машины и что помешало коммерческому успеху созданного им гибрида?

Lohner-Porsche_semper_vivus_02

Будучи всего 24 лет от роду, Порше создал и вывел на Парижский автосалон 1900 года электромобиль Lohner-Porsche, который часто ошибочно называют первым электромобилем. В действительности к тому моменту электромобили существовали более полувека, и в 1899 году они даже преодолели скоростную отметку в сто километров в час, что было существенно больше, чем у их бензиновых современников. Однако, так же как и сегодня, электромобили могли проехать на одной зарядке не так много — рекорд начала XX века был равен всего 160 километрам.

Уникальность гибридного решения Порше была в том, что он впервые преодолел ограничение аккумуляторных авто по дальности пробега на одной зарядке — проблему, актуальную для них и сегодня.

В Lohner-Porsche два бензиновых двигателя общей мощностью 7 л.с. давали ток двум ходовым электродвигателям (на 5 л.с.), находившимся в передних колесах. В итоге система на считанных литрах бензина ехала до 200 километров. Автомобиль достигал скорости в 56 км/ч, что по тем временам было отличным показателем.

Lohner-Porsche_semper_vivus_03

У него была масса преимуществ перед конкурентами того времени: авто не нужно было заводить, вращая неудобную ручку (аккумуляторов для пуска на машинах тогда не было), не было и проблем с переключением передач (электромоторы в этом не нуждались). Чтобы запустить автомобиль, достаточно было переместить рычаг, который заставлял батареи подать ток на генератор, а тот в свою очередь раскручивал оба бензиновых двигателя.

Lohner-Porsche_semper_vivus_04

Такая схема отдаленно напоминает современную систему запуска двигателя внутреннего сгорания, но для 1900 года она была прорывом. Ведь в ту пору автопроизводители выпускали только такие бензиновые машины, которые запускались лишь непосредственно мускульной силой человека. Излишне говорить, что в зимнее время смазка коленвала загустевала и завод авто, постоявшего на улице, был задачей, посильной лишь человеку, весьма развитому физически.

Lohner-Porsche_semper_vivus_06

Чтобы понять, насколько это было значимо, стоит напомнить, что синхронизаторов на механической коробке передач в ту пору еще не придумали и каждое переключение нужно было осуществлять после двойной прогазовки, »ловя» нужную передачу. Тот же, кто не мог ее поймать, попросту глох и был вынужден опять доставать изогнутую ручку и опять крутить, заводя авто, — и так при каждом неидеальном переключении передач! Добавьте к этому тот факт, что рычаги КПП до двадцатых годов прошлого века требовали от водителя недюжинных физических усилий при каждом переключении, — и вам станет понятно, почему около 1900 года бензиновые машины в США встречались реже, чем электро- и даже паромобили.

Недостаток у Lohner-Porsche был один: из-за свинцовых аккумуляторов первый гибрид весил 1,2 тонны, а его мягкая резина в сочетании с привычными для тех лет узкими шинами не позволяла такому транспортному средству двигаться вне мощеных дорог, которых тогда было очень мало. Как известно, широкое строительство автодорог началось лишь после 1910 года, а до тех пор более 80% времени автомобилисты проводили на грунтовках, а еще 20% — на булыжнике. В таких условиях машина, склонная проваливаться в топкую грязь по самые оси, вряд ли могла стать особо популярной. Впрочем, век спустя резина и шины сильно изменились, и сегодня гибриды вполне успешно продаются по всему миру — в том числе и под брендом «Порше».

Кстати, уже в 2015 году компания представила купе Mission E — такое же полностью электрическое, как и самая первая версия Lohner-Porsche, и также оснащенное парой электромоторов. Все более жесткие экологические нормы даже заставляют компанию подумывать о постепенном переводе на гибридную тягу основной части своих моделей — без этого выпускать действительно мощные и скоростные автомобили с каждым годом становится все труднее.