Gogoro smartscooter
Gogoro smartscooter

Летом этого года продажи Smartscooter от Gogoro стартовали на Тайване, а теперь молодая островная компания объявила, что ее следующим рынком станет Европа — начиная с Голландии. Причем, помимо самих скутеров, там начнут внедрять и Gogoro Energy Network, систему, позволяющую заправлять персональный электротранспорт буквально за несколько секунд.

На первый взгляд Smartscooter — типичный двухколесный и двухместный электротранспорт, эдакий крепкий середнячок в своем сегменте рынка. При мощности в 8,3 л.с. (~6 кВт) его электромотор дает тягу в 25 нм, отчего до скорости в 50 км/ч он разгоняется за 4,2 с. Максимальная скорость ограничена электроникой на отметке 95 км/ч.

Однако на деле целый ряд черт резко выделяет его на фоне конкурентов. Электромотор скутера имеет жидкостное охлаждение, что делает его более долгоживущим и устойчивым к перегрузкам при движении в горку. Встроенный гироскоп автоматически регистрирует каждое падение транспортного средства и отправляет сигнал тревоги в сеть Gogoro. Оттуда информация тут же попадает в «скорую» — если, конечно, связаться по телефону с водителем после аварии так и не удастся.

Gogoro_smartscooter_3

Самое же главное — у него попросту нет зарядки от розетки, поскольку Gogoro рассматривает себя не как производителя скутеров, а как сервисную компанию. Перед началом продаж она сперва развертывает сеть Gogogro Energy Network, систему заправок, на которых аккумулятор скутера заменяется всего за 6 секунд. Из-за отсутствия розеточной зарядки Smartscooter бессмысленно красть — замена батареи осуществляется по цифровой авторизации ключа, который в случае угона дистанционно отключается.

Gogoro_smartscooter_4

Использование сменных батарей на протяжении гарантийных двух лет абсолютно бесплатно вне зависимости от общего пробега. Это означает, что владельцу Smartscooter нужно лишь менять резину и тормозные колодки — причем существенно реже, чем обычным мотоциклам, лишенным рекуперативного торможения и поэтому более агрессивно изнашивающих и тормоза, и шины.

Разумеется, Gogoro — не благотворительная организация, и затраты на перезарядку уже учтены в цене Smartscooter. Цена новинки для Европы еще не озвучена, но она вряд ли будет сильно отличаться от $4100, которые за нее просят на Тайване. Пока компания анонсировала открытие своего Gogoro Experience Boutique в Амстердаме в первой половине 2016 года. Тогда же будет развернута и сеть киосков-заправок (батареи двухколесника очень компактны).

Определенно, покупка не кажется дешевой, однако средний голландский скутерист тратит в год до тысячи долларов на заправку и ТО своего железного коня, в то время как новинка с ее бесплатной заменой аккумуляторов этого не требует. По расчетам фирмы, ее аппарат окупает разницу по стоимости с бензиновым скутером (на 125 см³) за полтора года, а в условиях дорогого европейского бензина эта цифра может быть даже ниже.

Gogoro smartscooter
Gogoro smartscooter

Пока рыночное будущее Gogoro в Европе кажется довольно безоблачным. Единственной неясностью остается вопрос о том, какой будет абонентская плата, которую производитель запросит за замену аккумуляторов по истечении двухлетней гарантии. Пока стартап не называет ее размеров ни для Тайваня, ни для Голландии. Но вряд ли она станет значимым препятствием для потребителя. Дело в том, что Smartscooter может проехать на одном киловатт-часе от 16 до 50 километров, то есть его расход за год вряд ли превысит тысячу киловатт-часов.