Какие фары выбрать
Какие фары выбрать

Галогенки, ксенон, светодиоды — на рынке все больше вариантов самой разной начинки для фар, а разобраться в них проще не становится. Мы расскажем о плюсах и минусах каждого типа световых приборов.

Лампы накаливания

Та самая лампочка Ильича, вымирающий вид. Обычная вольфрамовая нить в вакуумной колбе, калить ее выше 2200 градусов сложно (сгорает), отчего цвет выходит желтоватым.

Выбор фары - лампа накаливания
Лампа накаливания

Сегодня эти лампы не используются, производители не ставят их даже в ВАЗ, хотя на античных «Жигулях» от дедушки вы их еще можете встретить. Есть они и в отдельных автомагазинах (на цоколь R2). По словам продавцов, такие покупают водители сельхозтехники.

Плюсы: дешевле всех остальных — если, конечно, вы их еще найдете в продаже.

Минусы: отработать 100 часов для них — большая удача, светят в полтора раза слабее галогеновых.

Галогенные лампы

Технически это обычная лампочка накаливания, в которую закачали буферный газ, не дающий материалу вольфрамовой нити по мере ее «подгорания» оседать на внутренних стенках фар.

Применяется на всех типах автомобилей, не оснащенных более крутыми системами.

Все они обладают сходными характеристиками, и если на упаковке есть надпись «+30% света» — не дайте себя обмануть. Повышенная светоотдача у них из-за более тонкой нити: ток раскаляет меньший объем вольфрама, и тот светится ярче, чем у более толстой нити. Но чудес не бывает, и тонкая нить быстрее сгорает (200–300 часов).

Плюсы: самый бюджетный и потому самый массовый вариант. Не требуют сложной настройки и космической сложности фар. Легко и быстро меняются даже неспециалистом (только не трогайте пальцами колбу!).

Минусы: работают лишь сотни часов. Если техник, меняя лампу, заденет ее стекло пальцами — еще меньше. И потом, это все-таки лампа накаливания, КПД у нее невелик, и светит она не слишком ярко.

Ксенон

Выбор фары ксенон
Выбор фары ксенон

Нити в ней нет — светит электрическая дуга между парой электродов. Перегорать нечему, за счет чего ресурс более 2000 часов. Выше и КПД, так что мощность меньше галогенок, а световой поток вдвое больше.

За все приходится платить: электрическая дуга от 12 вольт не работает, поэтому к таким лампочкам нужны миниатюрные повышающие трансформаторы.

Грязь, налипшая на фару, рассеивает свет «ксенонок» в стороны и вверх, слепя встречного, так что желательно поставить систему омывания фар. На неровностях легко ослепить «встречку» и с чистыми «глазами», поэтому понадобится система автокоррекции положения лампочки (+ к стоимости).

Хотите «голубой ксенон»? Следует помнить, что с ним в тумане вы можете оказаться перед плотной голубоватой стеной от рассеянного света ваших же фар. Установите противотуманки, или голубой ксенон не для вас!

Крайне не рекомендуется устанавливать ксенон в фары, которые созданы под галоген. Это гарантированно приведет к ослеплению других участников движения.

Плюсы: вам будет светло, причем надолго. К тому же с недавних пор они существенно подешевели и в пересчете на час работы не дороже галогенок.

Минусы: самому перейти на ксенон непросто, нужно искать спецсервис, которому вы доверяете. Разгорается он не мгновенно: пары металлов в ксеноне нагреваются от 3 до 30 («китайки») секунд. Придется комбинировать ближний «ксенон» с галогенкой дальнего света, а также менять лампы парами.

Биксенон

Выбор фары биксенон
Выбор фары биксенон

Биксенон мало чем отличается от ксенона. Шторка фары, не дающая ксеноновой лампочке светить выше глаз «встречки», на биксеноновых фарах подвижна. Поэтому она может светить выше и дальше, сочетая дальний и ближний свет. Часто в таких фарах встроена непростая система линз, поэтому они сложнее и дороже ксеноновых.

Плюсы: дальний свет существенно лучше, чем от комбинации ближнего ксенона и галогенок.

Минусы: те же, что у ксенона. К тому же фара устроена и настраивается еще сложнее. Опять нужен хороший сервис. Ну и цена существенно выше галогенок и чуть выше стандартного ксенона.

Светодиоды

Выбор фары - светодиоды
Выбор фары — светодиоды

Принцип действия светодиодов — излучение света полупроводником под воздействием электрического заряда. У них лучший КПД среди всех существующих видов автоламп, вдобавок свет идет плотным, мало расходящимся пучком. Фары обеспечивают весьма дальнюю видимость и, в отличие от ксенона голубоватых тонов, не делают вас беспомощным в тумане.

Качественный полупроводник пока дороже хорошего ксенона и тем боле галогенки. Зато он работает многие тысячи часов без снижения яркости.

Audi-Matrix-LED-headlights-in-the-Audi-TT

Обратите внимание: мощные светодиоды сильно греются, и если в фаре не предусмотрено охлаждение, это может привести к деформации и даже возгоранию.

Плюсы: пучки света идут туда, куда надо, яркость, в зависимости от числа диодов в фаре, может не уступать ксенону. Например, матричные фары Audi TT (и других современных авто) сами отворачивают свет от встречных машин и подсвечивают в сторону поворота!

Минусы: высокая цена, сложная обеспечивающая электроника. Действительно эффективными решениями пока являются только заводские диодные фары, но они предлагаются лишь к дорогим моделям авто.

«Лазерные» лампы

Выбор фары - лазерные фары
Выбор фары — лазерные фары

На самом деле называть их лазерными не вполне точно. Свет дает кусок фосфора (OLED-технология), раскаляемый лазерным лучом. Но и переизлученный фосфорный свет много лучше обычных автоламп. Ведь он идет более узкими и плотными пучками, из-за чего лазерные головные огни светят на 500–600 метров. Стандартный ксенон и диоды не могут дать ничего подобного.

Увы, пока серийно их ставят только на задние и противотуманные фонари. BMW, Audi и другие бренды разрабатывают «лазерный» головной свет. Но бюджетным авто эта инновация пока не угрожает: системам нужен радар, отслеживающий встречные машины и отводящий от них пучок «фосфорного» света.

Плюсы: вас будет невозможно не заметить даже в плотном тумане.

Минусы: в данный момент технология очень дорогостоящая и ставится только как доп опция на некоторые автомобили.

ВНИМАНИЕ

Устанавливайте только те лампы, которые рекомендованы производителем. Перед заменой обязательно проконсультируйтесь со специалистом. Любые самодельные кустарные решения могут привести к опасным последствиям.

Итого

Если вы начинающий автолюбитель — не порите горячку и ездите с тем, что поставил производитель. Разобравшись в своих потребностях, можно аккуратно поэкспериментировать с ксеноном. Ну, или просто купите дорогое авто с матричной светодиодной фарой и забудьте о проблеме выбора света навсегда.