Как выйти из заноса
Как выйти из заноса

Летом занос происходит крайне редко и на высоких скоростях. Зимой же, из-за плохого сцепления с дорогой, попасть в занос можно даже на маленькой скорости. В этой статье мы дадим простую инструкцию, как справиться с заносом на обледенелой дороге.

Причины заноса

Лучший способ борьбы с заносом — избежать его. Занос возникает, когда задние колеса едут не туда, куда направляются передние, из-за чего авто разворачивает. Случается это из-за плохого сцепления задней оси с дорогой.

Высокая скорость в резком повороте

Летом мы привыкаем к отличному сцеплению с дорогой, а зимой зачастую забываем изменить свой стиль вождения под новые условия.

Общее правило зимней езды — «на 10 км/ч медленнее», но для поворотов его лучше заменить на «на 15 км/ч медленнее». Тогда и плохого зимнего сцепления хватит.

Резкое торможение

Одна из распространённых причин заноса — резкое торможение. Даже если автомобиль оснащён ABS, сцепление с дорогой становится ниже и занос может произойти даже на сухой дороге.

Неправильное давление в шинах

При снижении температуры давление в шинах падает, это закон физики. А ведь чем ниже давление, тем хуже сцепление. Так что сверяйтесь с манометром хотя бы раз в пару недель. Это можно делать на заправке.

Добрые шиномонтажники советуют понизить зимой давление во всех колесах: мол, будет мягче. Не идите им навстречу: чем ниже давление, тем хуже сцепление шины, производитель назначил свои цифры не просто так!

Неоднородная поверхность дороги

Например, правые колеса окажутся в колее, посыпанной смесью песка и соли, а другие останутся на голом асфальте. В итоге колеса с одного «бока» будут проскальзывать, порождая занос. Будьте бдительны на таком разнородном покрытии — сбросьте скорость или примите чуть вбок, чтобы колеса оказались на однородной поверхности.

Как выйти из заноса на переднеприводном автомобиле

Занос на переднеприводном автомобиле
Занос на переднеприводном автомобиле

Если вы попали в занос, главное — не впадать в панику и не делать резких движений. Все ваши действия должны быть быстрыми и чёткими.

1. Поверните руль в сторону заноса
Немедленно поворачивайте руль в ту сторону, куда вас заносит. «Зад» идет вправо — руль вправо.

2. Прибавьте газу
После поворота руля в сторону, куда несет заднюю часть машины, мягко прибавьте газ.

От этого тяга передних колес увеличится, и они «вытянут» за собой задние. Но если вы, не повернув руль, нажмёте на акселератор — занос может усугубиться. Если до начала заноса вы давили на газ — не убирайте с него ногу, иначе передние колеса начнут проскальзывать и занос усилится.

3. Поверните руль обратно
Почувствовали, что машина отреагировала и начала выравниваться, а скольжение задней оси прекратилось? Быстро, без рывков верните колеса в прямое положение.

Запоздаете с обратным вращением руля — можно уйти в следующий занос!

4. Не тормозите!
Как бы ни хотелось, не надо резко включать понижающую передачу («тормозить двигателем») и тем более вдавливать в пол тормоз. Это замедлит или остановит вращение передних колес, а значит, выровнять машину рулем не получится.

Как выйти из заноса на заднеприводном автомобиле

Занос на заднеприводном автомобиле
Занос на заднеприводном автомобиле

Здесь такая же схема работы рулем, однако с газом всё иначе.

1. Поверните руль в сторону заноса.
2. Плавно убирайте ногу с педали газа (не рывком, а плавно).
По мере замедления вращения задней оси машина выровняется сама.
3. Поверните руль обратно.

Как видите, здесь главное — не газовать, иначе занос будет только усиливаться.

Как выйти из заноса на полном приводе

Чем жестче внедорожник держит дорогу, тем сильнее хозяин привыкает к тому, что ему все сходит с рук. В итоге многие обладатели полного привода начинают проходить повороты на скорости даже зимой — и рано или поздно делают это слишком быстро. К тому же полный привод самый непростой для выхода из заноса. У одних производителей он постоянный неотключаемый, у других сам подключает заднюю ось, и от модели к модели все это разнится. Общие для всех советы здесь такие:

  • Бросать газ нельзя — занесет заднюю ось, будете «рисовать круги». Слишком жать на газ тоже нельзя — заскользят все четыре колеса, можно вылететь с дороги. Лучше всего слегка сбрасывать газ и тут же слегка жать на него, следя за реакцией авто.
  • Не забывайте работать рулем в сторону заноса. Как только скольжение задней оси закончилось — вращайте руль обратно, так, чтобы выпрямить колеса.

Итого

Запомните: универсальных советов, пригодных для всех скоростей и всех дорожных покрытий, не существует. Чтобы быть действительно готовым к заносам, надо изучить реакции вашего конкретного авто. Замечать, насколько быстро машина реагирует на закладывание руля зимой, насколько склонны к проскальзыванию передние шины и как сильно борется с заносом система курсовой устойчивости (ESP).

В зависимости от настроек последней реальные противозаносные возможности водителя могут как резко вырасти, так и несколько уменьшиться. Внимательно изучайте реакции своей машины и не перебарщивайте с быстрыми и резкими поворотами зимой.

Поделитесь этой статьёй с теми, кто вам дорог!